К познанью не кончается дорога

15 лет назад в Ставрополе был организован клуб для пожилых людей «БРиЗ» (Бодрость, радость и здоровье.) Инициатором его создания был Иван Иванович Ульянченко, тогда он был депутатом Думы города Ставрополя, а теперь он глава города Ставрополя.
Я отлично помню, как Иван Иванович пришел на одно из первых заседании и в откровенной беседе сказал примерно так: «Я давно мечтал, чтобы в Ставрополе был клуб для пожилых людей, чтобы люди старшего поколения собирались вечерами у самовара, беседовали, пили чай, читали стихи, пели песни». А затем сотрудники администрации Октябрьского района принесли два чайника и чайные сервизы. Вначале в клубе было несколько человек, а теперь – более ста тридцати. Конечно, это пенсионеры, инвалиды, дети войны.
Все эти годы бессменный руководитель клуба, член Ставропольской городской организации инвалидов – Галина Михайловна Черновалова. В этой неординарной женщине чувствуется глубокая внутренняя сила, доброжелательность и благородство, и поэтому, по моему мнению, именно ей поручили возглавить клуб. Думаю, о таких людях писал Антон Павлович Чехов: «Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают».
Клуб работает под девизом «Хочу жить, а не существовать». Собираемся в концертном зале городского Дома культуры. (директор Лариса Евгеньевна Климова). Галина Михайловна музыкальный работник, здесь часто звучит музыка, поют песни военных лет, популярные и русские народные. Несколько лет отлично пела старинные русские романсы Нина Суворова, Теперь поет Лариса Пономаренко, читает стихи собственного сочинения Виталий Иванкин, а на удивительные стихи поэтессы Нины Сизоненко создает песни композитор Виктор Кипор, и эти песни поет хор ветеранов «Факел». Интересные сообщения на каждом заседании делает журналист Алла Мощенко.
Члены клуба собираются раз в неделю, беседуют о юбилейных датах поэтов, писателей, композиторов, художников, смотрят тематические фильмы, посещают клуб здоровья Василия Скакуна, клуб любителей поэзии Сергея Есенина, концерты городского Дома культуры, ходят на спектакли Ставропольского драматического театра.
Галина Михайловна встречает всех неизменной улыбкой, готовит к каждому заседанию интересные беседы. Когда клуб отмечает День поэзии, сюда приходят члены литературного объединения «Надежда», которое работает при городской организации Всероссийского общества инвалидов (председатель – Вячеслав Сергеевич Полтавцев). Они читают стихи собственного сочинения, поют, участвуют в дискуссиях. Теперь и Галина Михайловна – член этого литобъединения «Надежда».
Когда председатель краевого общества инвалидов Федор Тимофеевич Сидоров стал инициатором создания сборника «Памяти павших будем достойны», члены объединения поместили свои материалы в сборник к 75-летию Победы. Галина Михайловна написала воспоминания о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны. Оказывается, ее дед-Дмитрий Михайлович, прошел всю войну, а затем много лет был главным врачом Ставропольской краевой больницы. За свой многолетний труд он был награжден орденом Ленина. Ее отец Михаил Дмитриевич тоже воевал, получил орден Отечественной войны и медали.
Каждый год участники клуба ездят на экскурсии по городу и краю Галина Михайловна договаривается с экскурсионным бюро, ей выделяют автобус, и члены клуба едут по городам Кавказских Минеральных Вод, в Архыз, Домбай, любуются красотой Теберды, Приэльбрусья, Голубых озер и других живописных мест родного края.
У руководителя много новых и интересных творческих планов. А члены клуба уважают своего лидера и ждут новых мероприятий. За плечами Галины Михайловны большой жизненный путь, и когда ей становится грустно, она садится за фортепиано, погружается мир звуков.
Студенческие годы были самыми лучшими в жизни Галины. После института ее направили работать в Калмыкию – поселок Яшкуль, в 100 километрах от г.Элисты. Приехала туда с мужем и уже ждала первенца. В ГорОНО обещали квартиру для молодых специалистов, учебную нагрузку, но ничего этого не было, семья ютилась в школьном классе, готовили на керосинке нехитрую еду. Вода в поселке была из колодца и очень соленая, к ней невозможно было привыкнуть, сушеный картофель и сухое молоко в ларьке, почти постоянно дул резкий, горячий ветер с песком. Учебных часов было мало.
В 1965 году представилась возможность поменять профессию – в культпросветучилище не хватало преподавателей фортепиано и концертмейстеров. Раньше Галина училась в музыкальной школе и прекрасно играла на фортепиано, у нее абсолютный слух, прекрасный вкус. Поэтому ее приняли на работу, но нужен был диплом, и она поступила на вечернее отделение в музучилище. Конечно, трудно приходилось: днем – работа, вечером – занятия в училище, двое маленьких детей. Но училище было закончено с красным дипломом, и на долгие годы культпросветучилище стало родным домом для Галины Михайловны. Но училище расформировали.
Затем был Иркутск с его сопками и красивой тайгой, где так легко дышалось. Работала завучем музыкальной школы № 8. Но внезапно пришло письмо, что тяжело заболела тетя Галя, жившая в Таганроге. И пришлось ехать туда, и судьба подарила встречу с удивительным человеком – Степаном Григорьевичем Щеколдиным.
Он работал хранителем в Воронцовском музее в Алупке. Здесь были уникальные картины, гобелены, книги, собранные со всего мира. Но начались годы оккупации, всех сотрудников уволили, но Шеколдин остался. Он пытался эвакуировать музейные ценности. Все, предназначенное к эвакуации, было упаковано в 144 ящика. Успели вывезти в Ялту на склад 43 ящика, где несколько ящиков были разграблены. Пришлось все музейные ценности вернуть во дворец и открыть двери для посетителей. Два с лишним года музей работал без выходных. Щеколдин с его сподвижниками спас от уничтожения и разграбления шедевры живописи и скульптуры.
Когда в Крыму восстановилась советская власть, генерал Толбухин пожал Щеколдину руку и поблагодарил за сохранения музея. Позже об этом хранитель написал книгу «О чем молчали львы». Наградой за подвиг, длившийся без малого три года, было десять лет сталинских лагерей. Сидя в камере, Щеколдин услышал из репродуктора: «Указом Президиума Верховного Совета СССР Щеколдину Степану Григорьевичу объявить благодарность за спасение уникального Алупкинского дворца и его музейных ценностей».
После освобождения Щеколдин переехал в г. Ставрополь. Степан Григорьевич ослеп еще в 1994 году. Последние годы семья Галины Михайловны ухаживала за ним, посвящая ему все свое время. Дочь Наташа делала уколы, давала лекарство, сын Михаил водил на прогулку. Галина Михайловна была его личным секретарем, больной диктовал письма Марии Павловне Чеховой, Римме Казаковой, которая написала о нем «Балладу о хранителе музея». У Степана Григорьевича была маленькая пенсия, и Солженицын присылал ему небольшие суммы, так он помогал всем, кто побывал в Гулаге. Борис Лаптев, режиссер из Таганрога, снял о нем фильм. Щеколдин писал письма Сталину, Берии, Калинину, позже – Хрущеву, Брежневу и отовсюду получал один и тот же ответ: «Приговор обжалованию не подлежит». И только благодаря вмешательству академика Д. Лихачева его реабилитировали в 1991 году. 47 бесконечно долгих мучительных лет он ждал этого решения, и, наконец, с него сняли клеймо «пособник фашистов». Но о награде за мужество, за спасение бесценного памятника культуры и искусства опять забыли. 5 мая 2002 года ему исполнилось 98 лет, а 6 мая он умер. Он был почетным гражданином г. Алупки, а похоронен в г. Ставрополе.
У Галины Михайловны есть жизненный опыт, который помогает жить дальше. И люди тянутся к ней, знают, что она всегда поймет и посоветует, поможет в беде. Конечно, были неудачи и, болезни, но из каждого испытания она выходила с честью.
Один раз в неделю собираются члены «БРИЗ» и Галина Митхайловна отдает им свое время и все тепло души, чтобы жили люди преклонного возраста, не теряя чести и достоинства в наше неспокойное и сложное время.

Григорий Башкатов, участник Великой Отечественной войны
Людмила Сыпина, член Союза журналистов России