Степная рапсодия

28 мая, по приглашению председателя первичной организации инвалидов аула В.Барханчак Минслу Абдулаевны Кузнецовой, члены Ипатовской МО ВОИ в количестве 30 человек  поехали в гости в этот степной аул на экскурсию – посмотреть на весеннюю, цветущую степь, пособирать лекарственные травы.

Мероприятие было запланировано еще в январе на заседании правления, и мы, дождавшись хорошей погоды, не преминули воспользоваться таким обстоятельством.  В ауле нас встретили хлебом, солью, накрыли стол с угощениями.

 Приехал поздравить своих земляков с местным праздником Курбан и поздороваться с гостями руководитель  территориального отдела администрации  муниципального образования Мало-Барханчакского сельсовета ИГО СК Ильдар Мухаремович Ромаев.  

 Праздничное настроение в течение всего дня нам создавали самобытные певуньи в национальных костюмах татарского народа, фольклорная группа «АЛГА» МКУК «Мало — Барханчакское СКО» Сания Шайдуллаева, Фания Хальметова, Рузиля Халимова и Муршида Ибрагимова пели для нас песни и частушки  на родном татарском языке и русские народные тоже.

А Минслу Кузнецова и Кадрия Рушанова исполнили  песню на туркменском языке, сопроводив ее  туркменским танцем!  На домбре сыграл и спел песню на татарском языке Шамбан Хаджиназаров.

Степь манила своей, еще весенней, зеленью и буйством красок. Благо  дожди напитали землю и она, благодарная, зацвела, а цветущий чабрец наполнил ароматом еще утреннюю степь.

Вооружившись, кто пакетиком, кто просто захотел прогуляться, мы ушли подальше от жилья, чтобы нарвать чабреца, ведь приближается Троица — один из самых главных праздников в христианстве. Правда в нынешнем году этот праздник придет к нам только 20 июня и чабрец уже отцветет к тому времени, поэтому мы решили набрать его сегодня. И наши предки собирали  эту траву и верили и знали,  что это растение дарует людям силу и спокойствие душевное. Еще в Древнем Риме тимьян добавляли в купель солдатам («thymus» — «сильный», «мужественный»), чтобы те были отважными и не теряли голову в бою. Чабрец сушили и клали в подушки – для крепкого сна. Женщины зашивали сушеный чабрец с ладанку и давали мужу: считалось, что он успокаивает буйных нравом. В народной медицине чабрец применяют как отхаркивающее, потогонное, успокаивающее, обеззараживающее и болеутоляющее средство. Отвар из чабреца может помочь в борьбе с алкоголизмом, уменьшить боли желудка, кишечника и боли в суставах.  

Богата степь нынче оказалась и на пижму. Пижма издревле считается травой-оберегом от приворота. Наши предки верили, что если носить с собой листочки пижмы, то ни один приворот не даст результата. А дома ее полезно держать не только от нехороших людей, но еще и для того, чтобы моль прекратила грызть свитера. В народной медицине пижму ценят за ее целебные свойства.

  Кто же, интересно, населял ранее земли ныне Ипатовского городского округа? Если заглянуть далеко в глубь истории, то можно узнать, что долгое время здесь были кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. После сарматов здесь правили аланы. Около 700 лет они доминировали на этих землях. Но и их потеснили хазары, создав свой Хазарский каганат – довольно могущественное для тех лет государство и став  постоянным участком борьбы хазар с набиравшей силы Русью. После поражения хазар здесь короткое время опять проживали аланы, а в конце XI-начале XII века здесь осели кипчаки и половцы.   

XIII век принёс новых завоевателей, на этот раз монголо-татар. Со второй половины XIII века земли нынешнего Ипатовского района стали частью Золотой Орды. Через век из Золотой Орды выделилась Ногайская. До сих пор ходят легенды о захоронении ногайского князя Чемрека, в честь которого в 1860 году было названо село Чемрек – будущий город Ипатово.    Более трёх веков на этой земле была дикая степь, населяли которую лишь кочевники-скотоводы. Всё изменилось, когда Российская Империя обратила свой взор на Кавказ и начала постройку Азово-Моздокской оборонительной линии.        

В 1788 г. Указом Екатерины II татарские крестьяне, в основном выходцы из Вятской и Казанской губерний, были определены на место жительства в Предкавказье. Занимались они главным образом скотоводством. 26 мая 1788 года сюда направили двадцать шесть семей. Задача перед ними звучала абстрактно — «заселить степь». Татары довольно успешно справились с ней — через восемь лет здесь жили уже триста человек.

На территории Ставрополья поволжско‑приуральские татары появились после окончания Русско‑турецкой войны и подписания Кючук‑Кайнарджийского мира (1774 г.), определившего новые границы Российского государства. В Ипатовском районе татары проживают в основном в аулах Верхний Барханчак, Малый Барханчак и Нижний Барханчак. Как известно, булгары, пришедшие в Среднее Поволжье с юга, были первоначально язычниками, но впоследствии они приняли ислам. В ауле Малый Барханчак (основан в 1788 г.) в 1863 г. была открыта татарская школа для мальчиков, в 1905 г. – двухгодичная школа, в которой изучался татарский язык. В настоящее время татарский язык в школах края не преподается. О родине предков местные татары только слышали, при этом разговаривают на чистом татарском языке.  

 Каждый год в конце мая в селе отмечают местный праздник — Курбан. Речь не о религиозном одноименном празднике. Этот Курбан проходит каждый год в одно время. В этот день, как и на Курбан-байрам, режут скот, варят супы в четырёх больших котлах и читают намазы. Праздник символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с угощениями. Главное блюдо праздничного стола — лепешки из злаков и сумаляк (блюдо из пророщенной пшеницы). Остальные блюда тоже готовят из растительных продуктов. Это символ плодородия.  Имамы читают молитвы, чтобы был мир во всём мире, чтобы дожди были, чтобы урожаи были. А после этого дети обливают друг друга водой. Чем больше обливаешься, чем больше под землю уходит воды, тем больше будет дождей.    Поселившиеся в низовьях Волги уже в 1653 году и откочевавшие в Астрахань и в Прикаспийские степи, российские туркмены за четыре столетия не только сохранили национальную культуру, но и сформировали свою особую, уникальную. В ней оставили след и калмыки, с которыми некогда бок о бок кочевали трухмены – так до революции назывался этот этнос – и другие народы, жившие вместе в Предкавказье. Сегодня основная часть ставропольских туркмен – это потомки кочевников-переселенцев XVII века. Сегодня они компактно проживают в Ипатовском, Туркменском, Арзгирском, Нефтекумском и Благодарненском районах – как раз по территории древних кочевий вдоль русла Кумы. Согласно переписи населения России в 2010 году, туркмен на Ставрополье проживает более 15 тысяч человек. 

В последнее время в связи с возрождением национальной культуры и искусства усилился интерес к старинным обрядам и традициям.  

  Туркмены сохранили традиционные социальные институты, среди которых основным является совет старейшин, который и по сей день играет ключевую роль в общественной жизни в поселениях с компактным проживанием туркмен. Совет регулирует внутреннюю жизнь аула, порядок в нем, проведение общественных работ и сбор денег на общие нужды. Также совет разбирает тяжбы между жителями, наказывает провинившихся, порой даже берет на себя функции органов правопорядка, воздействуя на нарушителей преимущественно методами убеждения.

  Вот сколько интересного материала я почерпнула, готовясь написать эту заметку о нашей поездке в а. В.Барханчак. Думаю, читателю тоже будет интересно соприкоснуться с историей и культурными традициями народов, когда-то переселившихся по разным на то причинам и заселившими  суровые климатически Ипатовские земли.

Наша поездка прошла интересно, душевно и люди, ограниченные возможности здоровья которых, порой, не позволяют им выбраться из дома, увидеть цветущую степь, смогли  побывать в чудесном уголке нашей малой Родины, немного опалиться лучами щедрого солнца и вдохнуть степной воздух, наполненный запахами чабреца и полыни. 

Благодарю всех, кто причастен к нашему степному празднику, и желаю всем крепкого здоровья!

Неля Ермакова, председатель Ипатовской МО ВОИ