По инициативе члена правления Железноводской организации ВОИ А.С.Загорулько, при поддержке администрации города Железноводска, председателя ВОИ г. Железноводска А.В.Мартиросова, в пушкинской галерее г. Железноводска была организована выставка художественных работ участника войны, дедушки А.Загорулько – Осыка Федора Григорьевича. Она была организована в память об отце и дедушке и приурочена к самому скорбному дню, перевернувшим историю нашей страны, дню начала войны – 22 июня 1941 года.
Память постоянно возвращает нас в прошлое. Недавнее, далекое. Вспоминается разное – и хорошее, и плохое, но больше всего жаль не ушедших лет, а утерянной возможности общения с близкими людьми, навсегда покинувшими этот мир.
Дети и внуки помнят своего талантливого дедушку и его мини скульптуры из дерева, которые хранятся по сей день, как семейная реликвия. Долго не выставлялись работы дедушки и могли бы уже быть забытыми, но благодаря выставке эти работы как будто снова заговорили, и смогли о многом нам рассказать.
В 1999 году дедушки не стало, но сохранилось около 100 скульптур, самые знаковые мы смогли показать посетителям выставки.
Одна из ярких работ выставки деревянная скульптурная группа «А зори здесь тихие…» была вырезана после просмотра одноименного фильма Станислава Ростоцкого 1972 г. Командир и оставшиеся в живых девушки стоят у пулемета.
Другая не менее интересная скульптура, ярко отражающая жизнь людей в начале войны, дедушкино воспоминание о первых днях войны, называется «Вопреки войне». На ней изображен молодой парень, мирно играющий для девушки на гармони. И в тот же самый момент, на постаменте где они вырезаны, можно заметить, как уже во всю разворачиваются сцены боев: бегут солдаты, едут танки.
Но не только тема войны волновала мастера, есть у него в коллекции также и разные виды животных: лошади, овечка, орел, и другие. Все что видел художник, то и изображал: сельского быт, занимательные наблюдения из жизни. Вот его внук надевает ботинок и говорит, что он сам справится. А вот уже он сам, дедушка Федор, увлеченно стругает дерево. Помимо всего, множество его работ, являются известными героями классических произведений известных писателей, таких как М. Горький, Пушкин А.С., Шевченко Т.Г. и Гоголь Н.В. И эти герои легко узнаваемы: Добчинский и Бобчинский, Земляника, Хлестаков, и т.д.
Идея участия в выставке возникла у нас, как у членов семьи Осыка Федора Григорьевича. Наша семья с радостью предоставила его художественные работы резьбой по дереву, отражающие жизнь его односельчан в довоенное и послевоенное время. Содействие в проведении выставки оказал глава Администрации города, председатель ВОИ г. Железноводска Мартиросов А.В. и, организовав выставку в помещении самого посещаемого культурного центра г. Железноводска, в Пушкинской галерее. В организации приняла большое участие ее директор Колантаевская Е.А.
Хотелось бы заметить, что выставка вызвала большой интерес у горожан и гостей нашего города. Люди из таких городов как Екатеринбург, Волгоград, Воронеж были восхищены художественными работами и любопытными примечаниями и комментариями о каждой работе от дочери мастера, Зои Федоровны. И как награда за это – теплые, приятные слова и положительные отзывы от посетителей нашей выставки.
Добрым, светлым человеком был Федор Григорьевич Осыка. По-детски, наивным взглядом смотрел он на мир, видя в нем красоту, которую он и сам творил своими руками. А ведь прошел через такие суровые испытания…
Родился Федор Григорьевич Осыка в селе Янкуль в 1915 году. Был младшим, шестым ребенком в семье. Старшие уже имели своих детей и часто оставляли их под присмотром младшего брата. Тот как мог забавлял племянников: дул в свистульки, которые сам же и лепил из глины, вырезал из дерева игрушки. Очень тянулся к знаниям, но окончил только четыре класса местной школы. Учиться дальше пришлось бы не в родном селе, а время было трудное, послевоенное. Но читал много, особенно любил классиков – Пушкина, Толстого, Чехова.
Во второй половине 30-х годов был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Служил на Дальнем Востоке, навсегда прикипев сердцем к этому суровому, красивому и щедрому краю, хотя приходилось солдатам не сладко – все поголовно страдали от цинги. С тех пор на всю жизнь полюбил вальс «На сопках Маньчжурии».
Природную сметливость молодого бойца заметили – направили на офицерские курсы в г. Ростов-на-Дону, по окончании которых тот стал кадровым военным. В 1939 г. – сочетался законным браком с односельчанкой Татьяной Кондратьевной. В мае 1941 г. в семье родился первенец Вячеслав, причем произошло это в экстремальных условиях – в теплушке поезда на пути к станции Кавказская. Но главные трудности были впереди. Началась Великая Отечественна Война.
Стрелковый полк, в котором служил младший лейтенант Осыка, перебросили из Ростовской области под город Киев. Федор Григорьевич командовал взводом. В одном из боев был ранен в ногу, попал в госпиталь, позже окруженный немцами. Всех, кто находился на излечении, взяли в плен. Случилось это 23 сентября 1941 г.
Колонна советских бойцов подгоняемых прикладами немецких автоматов, таяла на глазах. Тех, кто не мог идти, безжалостно добивали. Потянулись долгие дни, месяцы, годы фашистской неволи.
Пленных Красноармейцев перемещали по территории оккупированной Украины: Борисполь, Киев, Житомир, Ровно, Владимир-Волынский…
Имевших «не рядовые» воинские звания отсортировали в офицерский лагерь 11-й немецкой армии. Каждому присвоили порядковый номер. Летом 1942 г. пленных переправили в польский город Ченстохов, оттуда в Германию – Хаммельбург, потом Рехау. Здесь было распределение в трудовые лагеря для офицеров.
Федора Григорьевича определили на кожевенное предприятие, где он выполнял столярные работы – делал колодки для обуви.
Невозможно передать все ужасы фашистской неволи. Достаточно сказать, что из 700 советских военнопленных, с которыми младший лейтенант содержался в лагерях на Украине, ко времени, когда они оказались в Рехау, в живых осталось 76 человек. Какие только не использовали фашисты методы – запугивание, шантаж, провокации, чтобы склонить советских офицеров на свою сторону. Не раз выводили на расстрел (это была имитация), шли на откровенную ложь – говорили, что немецкая армия завоевала весь Советский Союз. Как-то спросили у Федора Григорьевича, где живут его родные. Он назвал вымышленный адрес в Амурской области. Потом немцы сообщают, мол, узнавали: одну твою сестру большевики разорвали лошадьми, а вторую закололи штыками.
Выжить в фашистском аду Федору Григорьевичу помогли стойкость духа и умелые руки. Сделанные тайком деревянные игрушки он выменивал у местных жителей на картошку и брюкву, еще и с товарищем делился – все вспоминал 17- летнего украинского парня, которого спас от голодной смерти. Мастеровитого русского немцы прозвали «герр мастер» (потом, уже дома, когда он об этом рассказал, так же стали звать и в селе).
Освобожден Федор Григорьевич из фашистского плена американцами 23 апреля 1945 года. Спустя месяц был передан советским войскам. До конца июля 1945 года находился в фильтрационном лагере в г. Цветль (Австрия) – им, как и другим вызволенным из плена, занимались органы КГБ и СМЕРШ. Выдержал все проверки на лояльность Родине, на то, что не сотрудничал с немецкими оккупантами, после чего был направлен в Смоленский военный округ. В ноябре 1945 года прибыл в село Курсавка. Здесь в райвоенкомате прошел проверку первой категории и сохранил звание «младший лейтенант».
Все эти годы Татьяна Кондратьевна ничего не знала о судьбе мужа. Он появился на пороге родного дома в Янкуле изможденный, худой, как подросток. После всю жизнь мучился с желудком. Работал в колхозе «Путь Ленина» плотником. А еще делал фигурки из дерева, развивая дальше свое мастерство, — вырезал скульптуры писателей, литературных героев, былинных персонажей. Творил для души, а не для продажи. Со временем работ накопилось столько, что мастер отвел под них целый флигелек во дворе. Школьники приходили сюда на экскурсии, как в музей. Были, правда, среди сельчан и такие, кто злословил: «Детская забава – свистульки делает. Лучше бы машину купил!» Но в основном люди относились с пониманием, уважая Федора Григорьевича еще и за то, что он никогда ни отказывал в помощи.
После войны в семье родились сын Виктор и дочь Зоя. Детьми они много времени проводили в плотницких мастерских. Зоя Федоровна вспоминает: «Садиков тогда не было, и отец брал меня с собой. Закопаюсь в стружки и играю. А он погладит по головке: «Крыхточка ты моя».
Сама Зоя Федоровна, унаследовала творчески дар отца, работала художником оформителем , учителем рисования, заведующей библиотекой. Уже много лет она живет в селе Красноярском. Дочери Зои Федоровны и внучки Федора Григорьевича так же занимаются творчеством, Старшая Оля по первому образованию дизайнер одежды, а младшая Аня уже 7 лет живет в Железноводске художник и преподаватель ИЗО при городском ВОИ.
Федор Григорьевич был награжден орденом «Отечественной войны» II степени медалями «За оборону Киева» «За победу над Германией»,.
Анна Загорулько, член правления Железноводской МО ВОИ