ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ VI СЪЕЗДА ВОИ
Москва
11 ноября 2016 г.
Об отчете Центрального правления ВОИ о работе
за период с 2011 по 2016 годы и о приоритетных направлениях
деятельности ВОИ на 2017-2021 годы
Рассмотрев отчетный доклад Центрального правления ВОИ о выполнении решений V съезда ВОИ, основных итогах деятельности ВОИ в период 2011-2016 годов и о приоритетных направлениях деятельности ВОИ на 2017-2021 годы, VI съезд ВОИ отмечает:
В отчетный период деятельность ВОИ, ее региональных и местных организаций была направлена на планомерное, системное решение проблем инвалидности и всестороннюю интеграцию инвалидов России в общество.
Приоритетными задачами этой деятельности являлись:
— совершенствование законодательства в сфере социальной защиты, социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов;
— конструктивное взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем инвалидов, сотрудничество с действующими в интересах инвалидов организациями;
— учет мнения ВОИ федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по социальной защите, социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов;
— организационное укрепление ВОИ, совершенствование форм работы с членами ВОИ, разработка и реализация мероприятий по достижению уставных целей и задач ВОИ;
— формирование в обществе позитивного отношения к инвалидам, расширение влияния ВОИ на достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества.
Основные итоги работы ВОИ в отчетный период связаны с решением приоритетных задач и в полной мере отражают все основные направления его деятельности.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в целях
формирования комфортной среды жизнедеятельности
и повышения качества жизни инвалидов
Целенаправленный курс ВОИ на сотрудничество с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности, институтами гражданского общества, отдельными гражданами обеспечивает ВОИ возможность влиять на решения в сфере социальной защиты, социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов. В отчетный период ВОИ инициировало и сопровождало вплоть до утверждения ряд принципиальных решений органов законодательной и исполнительной власти, позитивно воздействующих на положение инвалидов в обществе. В числе наиболее важных:
— принятие Федерального закона от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». С даты подписания Конвенции Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. ВОИ методично добивалось ратификации Россией Конвенции о правах инвалидов и приведения российского законодательства в соответствие с нормами Конвенции. В результате позиция ВОИ нашла отражение в новеллах вступившего в силу Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов»;
— принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ВОИ планомерно добивалось отражения в законе норм Конвенции о правах инвалидов, законодательной регламентации организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, уточнения правового статуса центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи как организаций, осуществляющих обучение, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения и т.д. В течение отчетного периода ВОИ регулярно участвовало в обсуждении и доработке подзаконных актов в сфере образования инвалидов, направляемых Минобрнауки России. На постоянном контроле находятся вопросы оснащённости образовательного процесса инвалидов, внедрения системы инклюзивного образования, доступности для инвалидов профессионального образования;
— принятие Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан». Его подписание во многом явилось итогом усилий ВОИ по совершенствованию системы социальных служб для инвалидов и их социального обслуживания, признанию права некоммерческих организаций быть полноправными поставщиками государственных социальных услуг;
— принятие государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» и инициирование ее продления до 2020 года. В работу по достижению целей программы были вовлечены все региональные и местные организации ВОИ.
Самостоятельным направлением деятельности ВОИ в части формирования доступной среды стала экспертная помощь органам государственной власти в форме согласования принимаемых ими «дорожных карт», по которым министерства и ведомства обеспечивают доступность своих объектов для маломобильных групп населения. Такие карты были предоставлены Минэкономразвития России, Минкультуры России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Минтрансом России и другими министерствами и ведомствами.
К социально значимым для инвалидов результатам деятельности ВОИ в сфере формирования доступной среды также относятся:
— контроль и сопровождение принятия (исполнения) Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; нормативное придание Правилам с 1 июля 2015 года статуса обязательных для исполнения в строительной и проектной деятельности; утверждение постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме;
— принятие подзаконных актов в целях совершенствования реализации норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Органами государственной власти была учтена позиция ВОИ по следующим вопросам: совершенствование порядка признания граждан инвалидами, прохождение гражданами медико-социальной экспертизы и организация самой системы медико-социальной экспертизы, оформление индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида); введение в оборот справочных материалов (Кодификатора категорий инвалидности и Справочника по применению кодификатора, Справочника для специалистов, предоставляющих помощь инвалидам в учреждениях социальной инфраструктуры, Классификатора технических средств реабилитации (изделий) и услуг, предоставляемых инвалиду; Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами и др.);
— принятие концептуальных и распорядительных документов, влияющих на улучшение лекарственного обеспечения инвалидов (Приказ Минздрава России от 13.02.2013 № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации»).
2. Развитие межведомственного взаимодействия и партнерских отношений
В отчетный период пристальное внимание уделялось развитию и повышению эффективности межведомственного взаимодействия и партнерских отношений в сфере социальной защиты, социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов. Принципиально, что эта работа позволяет определить позицию ВОИ уже на начальной стадии подготовки новых нормативных документов в сфере жизнедеятельности инвалидов.
Наиболее значимой по силе влияния является представительство ВОИ в совещательных органах при Президенте Российской Федерации, Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, главах субъектов Российской Федерации и высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В отчетный период были подписаны и реализуются соглашения о сотрудничестве с:
- Фондом социального страхования Российской Федерации в части формирования и функционирования системы общественного контроля за предоставлением государственных услуг инвалидам и взаимодействия при реализации мероприятий, направленных на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здания и помещения, находящиеся в ведении Фонда социального страхования;
- Российским государственным социальным университетом;
- ОАО «Российские железные дороги»;
- АО «Международный аэропорт «Внуково».
ВОИ активно работает в интересах инвалидов с различными координационными, совещательными органами и рабочими группами. Так, Евразийской экономической комиссией были учтены предложения ВОИ по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/20011). Это позволило отменить требование об использовании инвалидами автомобилей только с автоматической коробкой передач и оснащенных антиблокировочными системами. В рабочей группе Минстроя России по актуализации сводов правил ВОИ инициировало более 100 замечаний и предложений в СП 59.13330.2012. Велась также работа с СП 136.13330, СП 137.13330, СП 138.13330, СП 140.13330 и другими сводами правил. Рабочей группой Минтруда России с участием ВОИ разработаны и утверждены «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность», «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг» и др.
3. Внедрение инновационных подходов к организации деятельности ВОИ
Важной тенденцией отчетного периода, отражающей возрастающее внимание ВОИ к инновационным управленческим технологиям, стало внедрение проектных форм работы.
В результативности таких технологий убеждает, в частности, получивший широкую общественную поддержку проект ВОИ по внедрению во всех субъектах Российской Федерации системы добровольной сертификации «Мир, доступный для всех». Социальная значимость этого проекта обусловлена также успешной подготовкой общественных экспертов по оценке состояния и создания безбарьерной среды. Популяризации идей общественной экспертизы состояния зданий и сооружений способствовали и организованные ВОИ профильные мероприятия: всероссийская конференция «Государственная программа «Доступная среда»: опыт пилотных регионов и перспектива формирования безбарьерной среды в России», международная научно-практическая конференция «Мир, доступный для всех: международный и российский опыт формирования безбарьерной среды», а также обучающие семинары по подготовке экспертов системы добровольной сертификации ВОИ.
Проект «Мониторинг реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дает фактологический материал о качестве жизни инвалидов в субъектах Российской Федерации. Так, объектами мониторингового сопровождения в отчетный период были: обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; оказание первичной и специализированной медицинской помощи инвалидам в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение инвалидов лекарственными средствами; практика прохождения инвалидами освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы; обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа к объектам инженерной и социальной инфраструктуры и др. Результаты мониторинга помогали в отчетном периоде отстаивать права и интересы инвалидов в органах государственной власти.
4. Социокультурная реабилитация инвалидов
В результате слаженных действий ВОИ и ее региональных организаций в отчетный период успешно развивались и традиционные направления их деятельности.
Активная работа ведется ВОИ по реабилитации и интеграции инвалидов в общественную жизнь средствами культуры, спорта и туризма. Из наиболее значимых всероссийских мероприятий – посещение делегацией ВОИ в количестве более 500 человек Паралимпийских игр в Сочи (2014 г.), ежегодный «Всероссийский фестиваль по спортивному туризму среди инвалидов с ПОДА «Юрюзань» (Республика Башкортостан).
Активизации молодых инвалидов и привлечению их к работе в структуре ВОИ способствовала организация и так их масштабных мероприятий, как международный симпозиум «Социокультурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (г. Москва); спортивный фестиваль «Пара – Крым» (г. Евпатория) в 2015 и 2016 годах; фестиваль социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей», Кубок ВОИ по баскетболу, туристические слеты, Кубок КВН ВОИ и др.
5. Совершенствование организационной работы в ВОИ
В отчетный период велась целенаправленная работа по организационному укреплению ВОИ и всестороннему развитию внутриорганизационных отношений. В этих целях были подготовлены предложения по приведению Устава ВОИ в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ; региональным организациям оказывалась систематическая организационная и методическая помощь. На рассмотрение ЦП ВОИ вносились вопросы совершенствования организационной структуры ВОИ; осуществлялся мониторинг кадрового состава ВОИ, подготовлены предложения по его укреплению.
Проводилась работа по вовлечению в деятельность ВОИ всех регионов Российской Федерации. В отчетном периоде в состав ВОИ вошла новая региональная организация – Севастопольская городская организация ВОИ.
Организационной сплоченности ВОИ, согласованности действий всех её организаций во многом способствует деятельность межрегиональных советов, которые обращаются к самым разнообразным практическим вопросам и проблемам, разрабатывают и внедряют новые подходы к их решению.
Большое внимание уделялось улучшению деятельности местных и первичных организаций, играющих важнейшую роль в реализации целей и задач Общества. Проведение всероссийских смотров-конкурсов среди местных и первичных организаций способствовало дальнейшей активизации их работы.
Организационному укреплению ВОИ, достижению им уставных целей способствует также и деятельность созданных при Центральном правлении тематических советов. В их числе:
Совет по повышению квалификации кадров и актива;
Совет по развитию производственной базы ВОИ;
Совет по вопросам женщин с инвалидностью;
Совет по вопросам детей-инвалидов;
Совет по молодежной политике.
Следует отметить, что в отчетном периоде существенную помощь организациям ВОИ оказала стабильная финансовая поддержка со стороны бюджетов Российской Федерации всех уровней. Это позволило сохранить организационную целостность ВОИ и его материально-техническую базу, а также провести многие социально значимые мероприятия.
Вместе с тем Съезд отмечает, что ряд задач, поставленных V съездом ВОИ, продолжают оставаться актуальными и требуют для своего полного решения дальнейшей системной и планомерной работы.
Учитывая вышеизложенное, VI Съезд Всероссийского общества инвалидов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Работу Центрального правления Всероссийского общества с ноября 2011 года по октябрь 2016 года признать удовлетворительной и соответствующей уставным целям ВОИ.
2. Определить приоритетными направлениями и задачами деятельности ВОИ на 2017-2021 годы:
2.1. Расширение взаимодействия с федеральными, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам социальной защиты, социальной поддержки, социального обслуживания инвалидов и усиления влияния ВОИ на принимаемые ими в указанных сферах решения.
2.2. Участие ВОИ, региональных и местных организаций ВОИ в выполнении мероприятий государственных (муниципальных) программ в сфере социальной защиты, социальной поддержки, социального обслуживания инвалидов.
2.3. Содействие в полной и своевременной реализации Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы в сфере:
— обеспечения равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
— обеспечения равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному образованию и трудоустройству;
— обеспечения объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
2.4. Реализация конституционных прав инвалидов на бесплатную и (или) льготную систему оказания медицинской помощи, реабилитацию (абилитацию) и социальную поддержку инвалидов.
2.5. Совершенствование системы медико-социальной экспертизы, считая приоритетными действия, направленные на:
— прекращение практики субъективного снижения групп инвалидности или их снятия, а также субъективного неустановления инвалидности детям-инвалидам, достигшим 18-летнего возраста;
— принятие упрощенного порядка внесения изменений и дополнений в уже разработанную индивидуальную программу реабилитации (абилитации);
— принятие эффективного механизма обжалования решения МСЭ, в том числе с помощью проведения независимой экспертизы инвалидности.
2.6. Развитие системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
2.7. Расширение Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно.
2.8. Обеспечение инвалидов качественным санаторно-курортным лечением в доступных санаторно-курортных учреждениях, в том числе приспособленных для инвалидов-«колясочников».
2.9. Включение автомобильного транспорта с ручным управлением в перечень гарантированных государством технических средств реабилитации инвалида.
2.10. Разработка органами местного самоуправления программ содействия переселению инвалидов, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания, в целях повышения качества их жизни.
2.11. Признание права инвалидов устанавливать в многоквартирных домах пандусы и подъемные платформы без учета мнения собрания собственников жилья.
2.12. Внесение в федеральное и региональное законодательство изменений и дополнений, направленных на улучшение положения инвалидов в части перевозок пассажиров на воздушном, железнодорожном, автомобильном и водном транспорте.
2.13. Взаимодействие с ОАО «РЖД» по решению вопроса приобретения билетов в специально приспособленный вагон с местами для инвалидов без непосредственного обращения в кассу, включая продажу электронных билетов через сеть Интернет (на сайте ОАО «РЖД») на места в купе для инвалидов поездов дальнего следования и на специализированные места скоростных поездов.
2.14. Внесение в федеральное и региональное законодательство изменений и дополнений, направленных на улучшение положения инвалидов в области дорожного движения, в том числе определение персонифицированного правового статуса знака «Инвалид».
2.15. Оказание содействия на региональном и муниципальном уровне в реализации мер, стимулирующих приобретение низкопольного общественного транспорта, доступного для инвалидов и маломобильных групп населения.
2.16.Оказание содействия органам региональной и местной власти в части поддержки и развития служб «Социальное такси», удовлетворяющих потребностям инвалидов.
2.17. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по сохранению и созданию количества автошкол, доступных для инвалидов в части обучения вождению автомобилем, адаптированного ручным управлением с учетом медицинских показаний.
2.18. Взаимодействие с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам формирования доступности объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе развитие Системы добровольной сертификации ВОИ «Мир, доступный для всех».
2.19. Регулярное проведение мониторинга по вопросам доступности и активное участие в работе по обследованию и паспортизации доступности объектов и услуг.
2.20. Содействие созданию системы поддержки и социального сопровождения семей с детьми-инвалидами в целях обеспечения максимально возможного развития детей в условиях семейного воспитания, подготовки к самостоятельной жизни и включения во все сферы жизни общества.
2.21. Взаимодействие с молодежными организациями России в целях интеграции молодежи с инвалидностью в социальные процессы на молодежных площадках.
2.22. Развитие в системе ВОИ культурно-досуговых, спортивных, туристических направлений деятельности (в т.ч. КВН-движения и других перспективных проектов и программ).
2.23. Повышение активности региональных и местных организаций ВОИ в части ведения адресной работы с инвалидами по решению их социально значимых вопросов.
2.24. Развитие международного сотрудничества с целью обмена опытом с международными и национальными неправительственными организациями в области социальной интеграции инвалидов.
2.25. Государственная поддержка модернизации материально-производственной базы ВОИ, формирование условий для обеспечения финансовой самостоятельности организаций ВОИ, в том числе за счет:
— развития производственных предприятий и организаций, оказывающих услуги населению, с учетом финансовых возможностей ВОИ;
— совершенствования работы на федеральном, региональном и местном уровне в части доступности государственного и муниципального заказа;
— совершенствования условий, форм и методов государственной поддержки предприятий, учредителями которых являются организации ВОИ.
2.26. Расширение взаимодействия ВОИ с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также госпредприятиями с целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов.
2.27. Повышение организационно-управленческой компетенции и эффективности деятельности руководителей региональных и местных организаций ВОИ.
2.28. Формирование из числа актива ВОИ специалистов, подготовленных к экспертной работе по различным направлениям социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в том числе в составе координационных и совещательных органов различных уровней.
2.29. Внедрение в деятельность ВОИ, региональных и местных организаций технологий проектной деятельности и фандрайзинга.
2.30. Совершенствование механизма распределения средств централизованных фондов ВОИ, направляемых на уставную деятельность региональных организаций ВОИ.
2.31.Совершенствование системы электронного (автоматизированного) учета членов ВОИ.
2.32. Популяризация результатов деятельности ВОИ в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях.
3.Деятельность организаций ВОИ основывать на неукоснительном соблюдении принципов:
— коллегиальности принятия решений по всем важным вопросам жизнедеятельности организаций, в том числе связанным с планированием работы, реализацией различных проектов и программ, формированием и использованием имущества организаций ВОИ; утверждение межегодных смет расходов и доходов и др.;
— доступности информации о деятельности организаций ВОИ и ежегодном публичном представлении отчётности о достигнутых результатах.
4. Поручить Центральному правлению и Президиуму ВОИ в соответствии с их полномочиями:
4.1. Разработать и принять:
— Стратегию развития ВОИ;
— Программу ВОИ по развитию производственной инфраструктуры и поддержки хозяйственных обществ ВОИ до 2021 года;
— Стандарт «Показатели и критерии эффективности деятельности региональных и местных организаций ВОИ»;
— Программу повышения организационно-управленческойкомпетенции кадров системы ВОИ, в том числе руководителей учреждений и предприятий ВОИ.
4.2. Активизировать разъяснительную, организационную работу по развитию в системе ВОИ мониторинговой деятельности, оказывать информационную поддержку при участии региональных и местных организаций ВОИ в мониторингах, проводимых федеральными органами исполнительной власти.
4.3. Расширить работу по организационно-методическому, кадровому, информационному сопровождению деятельности организаций ВОИ.
5. Председателю ВОИ принять меры по совершенствованию организационно-штатной структуры Аппарата ВОИ в целях реализации решений VI съезда ВОИ и обеспечения деятельности органов ВОИ.
6. Организациям ВОИ совершенствовать формы и методы работы с институтами гражданского общества, активно участвовать в выборах по избранию кандидатов в представительные и законодательные органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, в программах которых содержатся обязательства по совершенствованию мер социальной политики в отношении инвалидов.
7. В связи с 30-летием Всероссийского общества инвалидов в августе 2018 г. Центральному правлению ВОИ совместно с организациями ВОИ подготовить и утвердить план мероприятий, посвященных юбилею организации, использовав данное событие для привлечения внимания общества к положению инвалидов.
8. Органам ВОИ, органам региональных и местных организаций ВОИ ежегодно разрабатывать меры повыполнению решений VI Съезда ВОИ.
9.Контроль за исполнением Постановления VI Съезда ВОИ возложить на Центральное правление ВОИ и Председателя ВОИ.