С этой маленькой, хрупкой женщиной я познакомилась более десяти лет назад в квартире моего брата, писателя Вадима Чернова. Она навещала его, когда он болел, и приносила по его просьбе нужные ему книги, а также скромные подарки, ободряющие его, больного человека. К тому времени я знала о ней совсем немного – только то, что она работает в краевой библиотеке имени Лермонтова.
«Подружись с ней, – попросил меня брат, – она мой лоцман в громадном книжном океане, в котором я бывало терялся, выискивая тот или иной «остров» или «архипелаг», необходимые мне для литературной работы». И добавил, словно прописывал целебные пилюли: «Людмила Игнатьевна удивительнейший, я бы даже сказал, редкостный человек, обладающий добрейшим сердцем, чувством сострадания и милосердия, а её позитивная, светлая, бьющая ключом энергия и любовь к жизни заряжают каждого, кто с ней соприкасается. Недаром её все называют мать Тереза. К тому же она прекрасно владеет пером. Убеждён, наступит день, когда о ней заговорят в полный голос».
Вот так брат стал связующим звеном между мной и Людмилой Игнатьевной Сыпиной, за что я ему премного благодарна. Чуткая, понимающая, тактичная, она сразу же пришлась мне, как говорится, «ко двору». Я до сих пор с восхищением наблюдаю за тем, как умеет она слушать своего собеседника – наклонив голову и понимающе глядя ему в глаза.
Любовь к людям, как и к книгам, идёт у неё с раннего детства. Как-то Людмила Игнатьевна рассказала, что в их саду росли два огромных столетних грушевых дерева, которые посадил ещё прадед. На одном из них она, будучи девочкой-сорванцом, обнаружила уютное местечко с подлокотниками в виде соседних ветвей и с тех пор, взобравшись на дерево, устраивалась на этом импровизированном кресле с интересной книгой или учебником. Детство закончилось с началом войны, но любовь к книгам осталась. Каждый раз, когда со страшным воем неслась бомба, они с мамой и бабушкой, шепча молитву, вжимались в пол, а когда бомбёжка кончалась, вслух читали «Два капитана» Каверина. Яркий, увлекательный, волшебный мир литературных персонажей, их храбрость и мужество помогали девочке собраться с духом и не дрожать при каждом взрыве.
С тех пор она не расстаётся со своими верными и надежными друзьями – книгами. Сорок восемь лет отдала Людмила Игнатьевна работе в краевой библиотеке, вдыхая неповторимый запах старинных фолиантов с золочёными корешками.
Член Союза журналистов, член профессионального Союза литераторов, она уже много лет пишет об инвалидах, фронтовиках, детях войны, людях, прославивших наш край, своих коллегах. Им посвящены сотни газетных публикаций, тысячи страниц собственных книг – «В глубине зеркал», «Жизнь и время», «Страницы жизни», «Карусель времени». И за каждой обложкой скрывается мир человеческих судеб, складывающихся подчас трагичнее тех, о которых некогда поведали нам классики. И как приятно, когда каждый раз после очередной публикации находятся люди с добрым сердцем, готовые поддержать героев её повествований, остро нуждающихся в помощи.
При активном участии Людмилы Игнатьевны вышло также десять коллективных сборников творчества инвалидов, членов литературного объединения «Надежда», которым она руководит вот уже свыше десяти лет. Люди с ограниченными физическими возможностями, говорит она, уникальные люди. Они очень талантливы, и, возможно, болезнь открыла в них неведомые здоровым людям силы. Разные по возрасту и роду занятий, все они стремятся поделиться в своих стихах и рассказах тем, как одерживают победы в борьбе с недугом, пишут о Родине, о том, что их тревожит.
В 2006 году Людмила Игнатьевна стала лауреатом краевой журналистской премии имени Германа Лопатина за цикл материалов о людях, одолевших судьбу, а затем в конкурсе журналистов «Миротворчество и толерантное отношение к инвалидам на Северное Кавказе». А недавно заслуги Людмилы Сыпиной отмечены Министерством культуры Ставрополья – она была удостоена звания «Почётный работник культуры Ставропольского края».
А началась её серьёзная писательская и журналистская деятельность с середины шестидесятых годов прошлого столетия после того, как она с мужем-военнослужащим и дочерьми вернулась из Германии. А свою первую статью «Это не должно повториться», о событиях, происходивших в Равенсбрюкском женском концлагере, она написала именно там, в Германии, а также по собственной инициативе перевела с немецкого на русский книгу Эрики Бухман «Женщины Равенсбрюка». А потом, переехав в Ставрополь, училась у таких «акул» пера, как Вадим Чернов, Анатолий Кададинский и Ян Бернард.
Признаюсь, за всё время знакомства с Людмилой Игнатьевной я была у неё дома единственный раз. И застала её, очевидно, каким-то чудом. Это, наверное, о ней, о её образе жизни предельно точно сказал Юрий Богатиков: «Старость меня дома не застанет – я в дороге, я в пути!». И действительно, Людмилу Игнатьевну можно встретить где угодно, но только не дома, – в есенинском клубе, клубе «Бодрость, радость и здоровье», в краевой библиотеке на презентациях книг ставропольских писателей, в филармонии на выступлениях композитора Виктора Кипора, либо в геронтологическом центре, куда она выезжает с концертной группой. Но чаще она бывает у кого-то из инвалидов дома (под её опекой находится полсотни одиноких пожилых стариков) и, конечно же, в литературном объединении «Надежда».
И невольно снова и снова вспоминаю слова брата, который безмерно восхищался Людмилой Игнатьевной и ставил всем в пример как женщину с активной жизненной позицией и неуёмной энергией. Сейчас к своим 85 годам она остаётся такой же – обаятельной, быстрой, многоработающей и считает свою жизнь по-настоящему счастливой. Её не только не сломили трудности, которых на её пути было немало, а, напротив, научили ценить жизнь, людей и каждый прожитый день. Может быть, поэтому она неравнодушна к страданиям других и своей помощью вдохновляет тех, с кем судьба обошлась неласково, несправедливо.
Присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые получит в свой 85-летний юбилей Людмила Игнатьевна Сыпина. Хочу пожелать ей ещё долго идти по жизни, делясь с нами своей добротой, мудростью, жизненным опытом и являясь нам всем примером настоящего бескорыстного служения людям!
Светлана Бережная, член Союза журналистов России.